При Александре II закончилась полувековая Кавказская война. Шамиль, несмотря на весь его государственный талант, мудрость вождя, умение сделать невозможное – объединить в борьбе с русскими многие враждовавшие веками горские народы и племена, не смог справиться с огромной силой России. Выросло новое поколение русских офицеров и генералов, научившихся отлично воевать в горах. Среди них были настоящие «кавказцы», хорошо знавшие природу гор и психологию горцев. Особенно прославились полковник барон Григорий Засс и выходец из донских казаков генерал Яков Бакланов, наводившие ужас на горцев. Они взяли на вооружение тактику горцев, хорошо поставили разведку и действовали на опережение, не давая горцам даже собраться в отряды для набега, заодно сжигали и грабили «немирные» аулы. Большим знатоком горцев слыл и фельдмаршал князь А. И. Барятинский. Начав карьеру на Кавказе в 1845 г., он прославился отчаянной храбростью и в 1856 г. стал главнокомандующим отдельным кавказским корпусом. После множества неудачных попыток победить Шамиля Барятинский применил тактику давления на территорию имамата с трех направлений, что не позволило Шамилю наносить концентрированные удары по силам русских. Окруженный в 1859 г. в селении Гуниб, Шамиль 26 августа сдался на милость победителя. В этот день с курьером на симферопольскую телеграфную станцию была доставлена короткая телеграмма Барятинского царю: «Гуниб взят.
Шамиль в плену и отправлен в Петербург». Война, унесшая 77 тыс. русских жизней и сотни тысяч горцев, завершилась.
Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович
26 августа 1859 – Взятие Гуниба. Пленение Шамиля При Александре II закончилась полувековая Кавказская война. Шамиль, несмотря на весь его государственный талант, мудрость вождя, умение сделать невозможное – объединить в борьбе с русскими многие враждовавшие веками горские
13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой, а у Гомера – как взятие Трои греками 13.1. Рассказ русской летописи Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к рассказу о взятии Ольгой
Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович
13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе Троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колёсах Обратимся теперь к истории Крестовых походов и посмотрим – нет ли в нём упоминания о Троянском коне или
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Итальянская война и Виллафранкский мир 1859 г. Итальянское королевство. Европейские государства 1859–1863 гг Франция и Сардиния, 1859 г.В первую минуту всеобщего возбуждения, вызванного новогодними словами Наполеона III, Европе показалось, что весь мир уже объят
Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович
13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой А у Гомера – как взятие Трои греками 13.1. Рассказ русской летописи Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к взятию Ольгой древлянской
Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович
6. Успешный египетский поход Камбиса – это взятие Царь-Града в 1453 году или взятие Казани в 1552 году 6.1. Рассказ Геродота Мы уже цитировали Геродота, сообщившего, что молодой персидский царевич Камбис обещал своей матери «перевернуть Египет вверх дном», как только
Взятие Аскалона (22 августа 1153 года) Аскалон – один из пяти городов филистимлян. Он расположен на морском побережье и имеет форму полукруга, хорда, или диаметр, которого вытянута вдоль побережья, а окружность, или дуга, лежит на земле, обращенной к востоку.Весь город
14. Взятие Казани и взятие «античной» Артаксаты Римлянин Корбулон – это князь Курбский Одним из наиболее выдающихся деяний Грозного считается взятие Казани в 1552 году. Мы подробно говорили об этом в книгах «Библейская Русь» и «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж
Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович
7. Взятие Иерусалима «античным» императором Титом – это взятие Москвы в начале XVII века Как вытекает из предшествующих наших результатов, на страницах Иосифа Флавия Москва представлена как два разных города. А именно, как «императорский Рим» и как «иудейский Иерусалим».
Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович
5.2. ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ, ОСАДА И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА МАГОМЕТОМ II В 1453 ГОДУ ОПИСАНЫ В БИБЛИИ КАК ОСАДА И ВЗЯТИЕ ДАВИДОМ ГОРОДА ИЕРУСАЛИМА «Водоразделом», отделяющим эпоху 1334–1453 от эпохи 14531566 является знаменитый 1453 год падения Византии, взятия Царь-Града войсками султана
«Пленение Шамиля», или «погибельный» Кавказ Это будет рассказ о двух жизнях: художественного полотна и его центрального героя. Их судьбы связаны с Кавказом, с войнами, что бушевали и бушуют там. И человек, и картина пережили на протяжении многих десятилетий всеобщее
Из книги Книга 2. Меняем даты – меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич
16. Вавилонское пленение по Библии, отразившееся как Авиньонское пленение в средневековых хрониках якобы итальянского Рима и Франции Мы изложим рассказ о «вавилонском пленении», вмонтированный скалигеровской хронологией в XIV век н. э. и отнесенный в Западную Европу – во
Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания – два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович
2.5. Взятие Царь-Града в 1453 году, в эпоху Ивана III Грозного, – это взятие Иерусалима Навуходоносором Взятие Иерусалима – одно из главных деяний Навуходоносора. «Подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. И пришел
ОТ АХУЛЬГО ДО ГУНИБА В конце 1839 года, когда была уничтожена крепость Шамиля Ахульго, казалось, войне на Кавказе пришел конец. Имам, оставленный дагестанцами, едва успел скрыться в Чечне, где также стало спокойно. В крупных аулах находились царские приставы, оказии свободно
Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович
2.4.5. Согласно уточненному гороскопу, на зодиаке OL записано: либо 1–2 августа ст. ст. 1640 года; либо 2 августа или 29–30 августа ст. ст. 1700 года; либо 27 июня ст. ст. 1877 года Наиболее полное решение – 2 августа ст. ст. 1700 года С помощью программы HOROS мы нашли все астрономически
Завершающий этап Кавказской войны.
С 1856 г. начался завершающий этап Кавказской войны. Наместником и главнокомандующим русскими войсками на Кавказе был назначен князь А.И.Барятинский, один из лучших российских генералов. Он прекрасно знал Кавказ, умел принимать неординарные, новаторские решения. Талантливый военный, он был также и способным администратором. Значительно усиленный Кавказский корпус был преобразован в Кавказскую армию, начальником штаба которой стал Д.А. Милютин, будущий военный министр и выдающийся реформатор России.
После окончания Крымской войны А.И.Барятинский перешел от оборонительных действий против Шамиля, в целом характерных для периода 1853-1855 гг., к наступательным. Одновременно он налаживал отношения с бывшими сподвижниками Шамиля, заслужил своими действиями среди них большое уважение и вскоре сделался, по оценке современников, более популярной фигурой на Кавказе, чем сам имам. Русская ориентация стала получать все большее распространение среди горских народов. Против Шамиля начали вспыхивать многочисленные восстания. Одно из наиболее крупных произошло в Дагестане.
Сложившаяся ситуация предопределила полное поражение и крах имамата. Судьбу Чечни решила битва за аул Ведено 1 апреля 1859 г. Имам, не видевший возможности удержать этот стратегически важный пункт, покинул его, не досчитавшись многих своих соратников. К лету 1859 г. под его властью оставался только Нагорный Дагестан.
В июне и эта территория была оккупирована русскими войсками. Шамиль заперся в ауле Гуниб. С ним осталось всего 400 мюридов, 3 наиба и несколько приближенных. К середине августа Гуниб был полностью окружен. Во избежание излишнего кровопролития А.И.Барятинский предложил Шамилю сдаться на весьма почетных условиях. Шамиль категорически отказался. После этого был отдан приказ о штурме. Когда положение осажденных стало совершенно безнадежным, А.И.Барятинский остановил наступление и вновь предложил Шамилю сложить оружие. По просьбе жителей аула, сыновей и даже мюридов Шамиль принял решение о сдаче. 25 августа 1859 г. А.И.Барятинский принял капитуляцию Шамиля. Начавшаяся в 1829/30 г. Кавказская война фактически завершилась. Имамат прекратил свое существование.
2.Война на Северо-Западном Кавказе. Однако война против Северо-Западного Кавказа продолжалась. Адыги известные российскому командованию под общим названием черкесы продолжали совершать постоянные набеги на российские населенные пункты, находившиеся на правом фланге Кавказской линии, захватывали и подвергали разграблению русские укрепления на черноморском побережье.
Тревогу Петербурга о положении в этом районе усиливала опасность турецкого и английского проникновения на Северо-Западный Кавказ, так как он, в отличие от Дагестана и Чечни, был открыт для иностранного вторжения. В 30-40-е годы XIX в. в этом регионе действовали английские эмиссары и шпионы, которые подстрекали черкесов к активизации борьбы против России. Они снабжали племена деньгами и оружием.
Со стороны Шамиля были также предприняты многочисленные попытки втянуть черкесов в орбиту Кавказской войны. В 1845 г. он прислал к ним своего наиба Сулеймана-Эфенди, деятельность которого была непродолжительной и завершилась его изгнанием. В 1847 г. многие черкесские аулы изъявили покорность России и попросили ее покровительства. Однако в конце 1848 г. в Черкессии появился новый эмиссар имама Мухаммед Эмин, которому удалось провести реформы, основанные на шариате и мюридизме. К началу 50-х гг. его власть распространилась почти на всю территорию Северо-Западного Кавказа.
После завершения Крымской войны за власть над территорией Северо-Западного Кавказа боролись Мухаммед Эмин и ставленник Турции Сефир-бей. Одновременно в 1857 г. в Туапсе высадился посланный Османской империей, при поддержки Англии, иностранный легион, состоящий из наемников различных национальностей. Однако победа над Шамилем в корне изменила ситуацию на Северо-Западном Кавказе. В ноябре 1859 г. Мухаммед Эмин признал себя побежденным и присягнул на верность России, а 1859 г. умер Сефир-бей. Иностранный легион отбыл в Турцию.
В 1862-1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта. В мае 1864 г. они взяли штурмом Кбааду – последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов. Так завершилось присоединение и Северо-Западного Кавказа.
Кавказская война, действия русского командования, с одной стороны, и имамов – с другой, принесли значительные людские и материальные потери. Погибло, было взято в плен, пропало без вести 77 тыс. солдат и офицеров Кавказского корпуса (армии). Материальные и финансовые затраты были огромными. По официальным данным в 40-50-е годы XIX в. содержание Кавказского корпуса и ведение войны стоило государственной казне 10-15 млн. рублей в год.
Это полотно, написанное в 1886 году одним из лучших баталистов и серьезно пострадавшее в чеченской войне 1990-х, реставраторам уже приходилось спасать 15 лет назад. Теперь работы будут продолжены, и у произведения есть шанс вернуть свой первоначальный облик.
Сюжет картины отражает одно из знаковых событий российской истории — окончание Кавказской войны, длившейся больше 40 лет. Аул Гуниб — последняя цитадель, которую предводитель горцев имам Шамиль вынужден был сдать русским войскам. Первым из художников отреагировал на это событие живописец Федор Горшельт, бывший его непосредственным свидетелем. Позже писали Гуниб Иван Айвазовский и Илья Занковский.
И все-таки картина Франца Рубо стоит особняком. Полотно размером 2,5х3,5 м входило в серию из 16 картин, посвященных кавказским войнам XVIII- XIX веков. Эту серию художнику заказал тифлисский военно-исторический музей для своего нового здания — храма Славы, строившегося как раз по случаю завершения многолетней кампании. Все картины автор обязан был написать за четыре года, причем предварительные эскизы должна была утверждать специальная комиссия. Рубо обязательства перевыполнил, создав, по разным сведениям, 17 или 19 работ, которые до 1917 года хранились в Тифлисе.
После революции храм Славы, посвященный императорской армии, был закрыт, большая часть картин пропала, и лишь некоторые поступили в государственный музейный фонд. «Взятие аула Гуниб» оказалось в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее, из которого в 1961 году выделился музей изобразительных искусств. Там картина прошла первую реставрацию: была дублирована на новый холст, расчищена от записей. Сегодня материалы и фотографии той реставрации служат главным источником при проведении нового этапа работ.
Как рассказывает в своей статье художник и бывший директор ВХНРЦ Алексей Владимиров, еще в советское время к этому полотну было особое отношение, для него в музее построили отдельный зал — и даже боевики Джохара Дудаева его берегли. Имам Шамиль до сих пор имеет высочайший авторитет на Кавказе. Возможно, поэтому картина уцелела, в отличие от десятков других экспонатов, варварски разграбленных и уничтоженных в 1990-е.
Сейчас красочный слой законсервирован, холст дублирован, проведена реставрация грунта. Фото: Георгий Проценко/ВХНРЦ им. Грабаря
Музей, находившийся рядом с президентским дворцом в Грозном, боевики превратили в пункт сопротивления, позже его заминировали. МЧС удалось вывезти часть экспонатов, но огромная картина Рубо просто не поместилась в вертолет и осталась в городе. По словам руководителя мастерской масляной живописи ВХНРЦ Надежды Кошкиной, из музея картину чудом вынесли практически без утрат. Ее поместили в ангар, где вскоре случился пожар, но и он не нанес полотну повреждений. Однако затем работу похитили, сняв с подрамника, и долго возили на БТР в смятом, свернутом состоянии. Ее обнаружили лишь в 2002 году при попытке переправить через границу; она была сложена до размера книги и находилась в катастрофическом состоянии. «У Рубо и так довольно уязвимая живопись, — поясняет Надежда Кошкина, — для его работ характерна плохая связь с грунтом, поскольку он делал подготовки акварелью».
Полотно привезли в ВХНРЦ с многочисленными изломами и осыпями по всей поверхности. Был проведен основной этап технической реставрации: консервация красочного слоя, устранение изломов и деформаций, дублирование на новую основу, подведение реставрационного грунта. «Главная сложность состояла в том, что картина большого формата, для работы требовались определенные условия, — рассказывает реставратор Яна Ильменская. — Реставрацией занималась бригада из четырех человек, но в дублировании участвовал весь отдел. Непросто было и найти подходящий дублировочный холст. Требовался очень плотный, чтобы удержать изломы и деформации холста».
Позднее картина отправилась на выставку «Вернем Грозному музей», которая проходила в Третьяковской галерее летом 2002 года; после этого она хранилась в запасниках РОСИЗО. Теперь реставрацию решили довести до конца.
За минувшее время никаких изменений — деформаций или повторения осыпей — не произошло. По словам Ильменской, утра- ты на картине составляют около 45%, так что предстоит художественная реставрация по восстановлению красочного слоя и полное безусловное тонирование утраченной живописи. На это потребуется не меньше трех лет.
Одна из главных сложностей — восстановление портретного сходства героев. Особенно сильно пострадало изображение Шамиля: лицо почти полностью утрачено. При работе над картиной Рубо совершил серию поездок на Кавказ, сделал множество этюдов, изучал документальные свидетельства и воспоминания участников события. Опираясь на собранные материалы, он создал исторически достоверное изображение имама Шамиля и главнокомандующего Кавказской армией, князя Александра Барятинского. «Нам предстоит отыскать этюды Рубо, сохранившиеся репродукции и фотографии картины, возможно, другие изображения Шамиля», — пояснила Яна Ильменская. В отличие от имама, лицо Барятинского пострадало гораздо меньше.
Что будет с работой Рубо после реставрации, пока не известно. Не исключено, что она вернется в грозненский музей, ведь в этом году город отмечает свое 200-летие и старается восстановить утраченные некогда очаги культуры.
25.08.1859 (7.09). – Пленение вождя кавказских горцев имама Шамиля. Покорение Восточного Кавказа
Покорение Восточного Кавказа и завещание Шамиля
Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После , (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана, Чечни и , подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. , однако часть местных вождей этому воспротивилась. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии ( и др.).
Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Особенно постаралась Англия: и своими эмиссарами, и деньгами, и оружием, надеясь также, что увязнув в войне на Кавказе, Россия приостановит свое . Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).
После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. принесли донесение от князя А.И. Барятинского: “От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших”.
25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому (на фото слева ) и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи – св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен “Победителем Шамиля”.
Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом у Государя.
Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.
Через несколько лет Шамиль написал Царю:
«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.
Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.
В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)
А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется ».
Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медине 4 февраля 1871 года.
Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант , чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя. Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».
Лишь большевицкая идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала позже причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы и новых взаимных эксцессов.
В посткоммунистическое время мы видим, что тем же антирусским силам вновь удалось настроить против России чеченцев, забывших завет Шамиля.
После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи и необходимо было обезпечить безопасную связь с ним. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:
«В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою” (из книги М.Н. Чичаговой “Шамиль на Кавказе и в России”, 1889).
Обсуждение: 37 комментариев
Думаю разум победит, и всё встанет на свои места и с той и с другой стороны. Все должны приложить усилия к оздоровлению страны. В единении наша сила!
Братья! Будем сильными,мужественными,трезвящимися и внимательными друг к другу!И подаст нам милосердный Бог благодать свою,утверждая нас в нашей Првославной вере и дарующий нам крепость и осознание того, что мы, Русские и есть Россия!В Вере,единстве и русском братстве наша сила.Пусть не горе объединяет нас,а земля наша и братолюбие друг к другу.Храни Господь всех любящих Россию.
Всем коренным народам России давно понять,что враг у нас общий имя ему сатана, и слуги его верные. Посему вражда между нами только на руку, этому врагу. Вразуми нас милостивый Боже и направи нас на путь спасения, да не погибнути нам, но спастися и в разум Истины прийти.
Да, у нас, православных, и у мусульман ОДИН ОБЩИЙ ВРАГ!
Вот что написано в их священной книге Коране: ” Разве ты не видел тех (иудеев), которые сдружились с народом, на который разгневался Аллах? Они ни из вас, ни из них; они клянутся ложно и знают это. Уготовал Аллах им сильное наказание. Поистине скверно то, что они делают! Свои клятвы они взяли как щит и отклонили от пути Аллаха. Им- наказание унизительное! Ни в чём не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они обитатели огня, они в нём вечно пребудут. В тот день, когда Аллах пошлёт их всех и они станут клясться перед Ним, как клянутся перед Аллахом, и думают они, что уних какая-то основа. О! – ведь они лжецы. Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они – партия сатаны. О да, поистине, они партия сатаны, они – потерпевшие убыток “. Коран, СУРА 58 “АЛЬ МУДЖАДИЛА”, ст. 15, 20د
Вот полезнейший сайт, который ведёт исламист, друг православный патриотов Ахмед Рами, глубоко понимающий Русскую Проблему: http://www.abbc.net/
Слава русскому оружию!Разумейте языцы и покоряйтеся,яко с нами БОГ!
И всё же Кавказцы выбрали быть врагами Русским. Они решили сделать Россию своей полуколонией. Русские и Кавказцы несовместимы, и себе дороже будет за счёт Россиян холить Чечню. Враги они всегда враги, и они доказали то, что они-враги. Несовместимы мировоззрение, психология, традиции-и зачем вся эта бадяга? Отделить их и депортировать из России, цивилизованно, с компенсацией,-всё это сто раз окупится. Свободу России от Кавказцев и их криминала!
Отделение не неизбежно как подметил Александр Н. это будет разумным решением.Единение только с белой Европой и единение только русских, без балласта в виде фино-угров, кавказа и прочих
Россия многонациональная страна и этим всегда была сильна. Все те, кто выступают или действуют против этого,осознанно или неосознанно, чем бы они не прикрывались и какой-бы национальности не были – это враги нашей страны, а значит союзники тех кто хотел уничтожить нас всех в 1941г. и тех кто сейчас мечтает подорвать нас изнутри нашими же руками, как это было в 1991 г. и завладеть природными богатствами. Хватит заигрывать с пятой колонной. Их уже нужно давить.
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДОКУМЕНТ И ЗАВЕТ ТОГО, КТО НА СВОЕЙ ШКУРЕ ПОЗНАЛ СИЛУ И ПРАВДУ РУССКОГО НАРОДА.
Что за чушь?!Он сдался в плен но такое письмо он никогда не отправлял!
имам шамиль не мог такого писать
Между понятиями взяли в плен и сдался в плен – большая разница, потому и в Мекку отпустили, следовательно все написанное им правда.
Нравственно испорченные люди никогда не поверят что Шамиль писал это письмо.Они всегда будут кусать ласкающюю и дающюю им хлеб руку.Это мы видим на примере российских нац-меньшинств,а так же братьев наших меньших окраинцев.Шамиль был не таким,он был хорошим воином и нравственным человеком,потому и написал такое письмо,и завещание потомкам оставил.Поэтому всякие захары,дены и ахмады не верят,с нравственностью у них проблемы,а безнравственным людям нельзя помочь материально и морально тоже.
Никакого плена не было; быть не могло, чтобы имам Шамиль сдался в плен неверным, потому что Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». Вот что мы должны знать. Не было плена. Есть ещё доказательства: во-первых, когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, а мы знаем, что пленным не оставляют оружие, но имам был вооружён, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, был вооружён. Во-вторых, имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых он прекратит войну. Русские приняли его условия, и вступил в силу мирный договор.
Условия были следующими:
1. Не препятствовать Исламу в Дагестане.
2. В Дагестане не распространять Христианство.
3. Не развратничать.
4. Не призывать горцев служить в царской армии.
5. Не стравливать народы Дагестана друг с другом.
Помимо этих, там было ещё множество условий, и все они были приняты.
Когда имам пребывал в России, его очень уважали, и он однажды сказал: «Хвала Аллаху, Который дал русских, чтобы я вёл с ними газават, когда я был полон сил, и чтобы они почитали и уважали меня, когда я постарел и силы покинули меня». Абдурахман Сугури, когда услышал эти слова имама, сказал: «Вот это восхваление Аллаха (шукр) сравнимо с 25-летним газаватом».
Тема такая что у мусульман(какими они не были бы) нет первосвященника. Ну например у христиан -патриарх, у католиков – папа,у других -главный шаман. Мусульмане в религиозно- общественной жизни живут общинами (религиозными) по этому у них на самом деле немеряное количество течений в плане религии и общинног строя.
Такой бред, никогда бы Шамиль не написал.
Шамиль ненавидел свиноедов и убивал их на каждом повороте горных перевалов.
Вот что на самом деле писал Шамиль: “У русской армии длинный хвост и я режу их каждый день. “
Смешно. Цирк. Ложь. Имам Шамиль то тосно знал как пишется имя нашего пророка с.а.с. это все русские сказки. Это не плен это временное перемирие было, с условием что позаолят нам соблюдать нашу религию и жить не как рабы. Тогда рабство было.
Неужели чеченский историк Авторханов стал бы врать. А про чеченскую верную охрану Царя вы слышали? Это вы врете и своим детям и западу. Сами разорили свою Чечню своим тупым эгоизмом и разбоем. Но за наш счет Путин всё вам простил, все ваши преступления, убийства десятков тысяч русских и их рабство, изгнание сотен тысяч, завалил вас деньгами немеряными из русских регионов. А вы свиньи неблагодарные.
почему вы говорите типа Имам Шамиль подходил каждому и все отказались сражаться как вы обьесните что Байсангур Беноевский наиб Имама Шамиля прорвался через тройное кольцо если он не хотел бы воевать он же рядом сним же был Имам здался плен это исторический факт он жил калуге я нечего не хочу сказать за Имама я очень увожаймый его когда он здался в плен он же говорил в Дагестане и Чечне и так хватает сирот если бы не Имам Шамиль не сражался бы 25 лет у нас не осталось бы своих традиции обычи я был в том вместе где Имама Шамиля провозгласили Имамом Дагестана и Чечни это было в чечне я очень уважаю дагестанцов Имам Шамиля
Пишут – поставил Шамиль условие. заключил договор. а почему он жил в Калуге? Ездил от туда в Мекку?
Слышал, что Россия раздала земли на равнине чеченцам и их старики завещали служить России. Оттого и батальон “Восток” существует. Похоже что правда.
Полная ЧУШЬ. ЭТА борятинский поступала как мразь.уговорив Имама на переговоры и дав СЛОВО что не будет ни какого фальша и разайдутся Имам поверил этой твари вышел на переговоры борятинский окружил и схватил в плен. такой поступок совершает только конченый человек. И НИ КАКОГО ПИСЬМА НЕ БЫЛО.ваши историки лжецы как и вся ваша история. Так подло и лживо написать о Кавказской войне мог только ублюдок.
И на счет Байсунгура. в Гунибе небыло ни Байсунгура и ни одного Чеченца. До Гуниба когда борятинский шел через Чечню в Дагестан все Чеченские Наибы сдались. Имам ТРИ раза собирал Наибов продолжать борьбу но они стали на сторону царьской армии и выступали уже против своих же. А то что Имам сдался сам в плен это СКАЗКИ историков ЕВРЕЕВ которые пытаются сделать Имама предаьелем таким образам вывести на нет Кавказскую войну и Имама в глазах Народов Дагестана и Чечни. До Имама Шамиля 19 лет Дагестан воевал против царьской Росии когда стал Шамиль Имамом он призвал Чеченцев. Черкесов на борьбу и длилась война 30 лет.49 лет – пол века шла война. Если бы весь народ Дагестана Чечни и Черкесы воевали против царской армии то не смогли бы завоевать Кавказ. И даже с таким малым количеством Мы воевали пол века 49 лет против такой громадной царьской армии
Кавказ, Магомед, Гы-гы-гы и другие ЛЬВЫ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ. Ваша гордость не дает вам признать реальность и оценить по достоинству величие вашего Шамиля. Главный вопрос зачем Вы воевали с Россией? Что Вам плохого сделала Россия, кроме усмирения ваших разбоев? Зачем Вы первыми стали нападать на торговые пути, грабить, участвовать в англо-турецких интригах? Какое государство стало бы это терпеть? Если в этом ваша традиционная доблесть, которая возродилась и в 1990-е годы, то не сетуйте на то, что вас не любят. Мой покойный друг чеченский историк Авторханов с вами тоже не согласился бы:
МВН Все что ты сейчас тут пишешь про нападения на торговые пути и разбои это ВРАНЬЕ.для своего оправдания. Чечня вошла в состав ДОБРОВОЛЬНО В 1781 году. Авары в 1805 году ДОБРОВОЛЬНО. но в 1810 году ваш ермолов.чтоб он в АДУ горел тварь. начал доносить царю что Авары живут по своей конституции своим законам свободно и нельзя их так оставлять.что другие народы в частности Грузия Азербайджан поднимут восстания против царского режима и стали вводить свои гнусные порядки Грцы стали возмущаться против этого беззакония и беспредела вот такими гнусными доносами и введения своих режимов ермолов начал войну в 1810 году в Дагестане. НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ВАЛИТЬ ВИНУ НА НАС ЛЖИВОЙ ИСТОРИЕЙ НАПИСАННОЙ ВАМИ ЛЖИВЫМИ ОБВИНЕНИЯМИ.
А в 1990-е опять-таки: кто начал? Вы тысячи русских убили, обратили в рабство, сотни тысяч изгнали, отняв их дома, и вам за это не стыдно (опять-таки “горская доблесть”), получаете от Путина огромные деньги на восстановление вами же разрушенного – это тоже лживые обвинения? Вряд ли вы лучше вели себя и в той войне XIX века. Знаю, что не все горцы такие, я вырос на Сев. Кавказе, но вы своим поведением дискредитируете всех.
В 90тых вся Россия кричала на всю Страну долой жидов я это хорошо помню и помню как магазины были пустыми и кроме сосисок НИЧЕГО небыло. вот чтоб отвлечь русских от себя они и затеяли эту войну в Чечне. когда выводили войска из Чечни ОСТАВИЛИ ВСЕ ОРУЖИЕ так и вышли пустыми. оставив все оружие чеченцам. вот пока вы глазели на Кавказ на эту войну.жиды занимали посты и присваивали Россию в свои руки что до сих пор и делают и вас кормят тем что Кавказ плохой и во всем виноват. А насчет домов и русских сжигали гнали убивали вранье. чтоб злить русских против Кавказа это гнусная пропаганда. Вот тебе одна история. соседи у нас жили русские.в Дагестане. они продали дом за хорошую сумму. хотя соседи говорили зачем уезжаете но они говорили дети типа в Иванове нашли хорошие работы и там будут жить и мы туда поедем. когда уезжали все соседи
провожали их.в разговоре они говорят типа скажем что беженцы.БЕЖЕНЦЫ. от них прямо душа отвернулась. Вот из за таких беженцев фальшивых и складывались впечатления о Кавказе плохо
А на счет дотации типа вы нас кормите Дагестан и Чечню это наши деньги. за наш газ за нашу нефть которую вы качаете у нас. да и много других природных ресурс. так сто ВЫ нас не кормите вы нас ГРАБИТЕ. Дагестан и Чечня сама в состоянии себя кормить и без вашего участия
Чтоб эти историки в аду горели лживые собаки. еще надо же так подло письмо сочинить.ни чести ни достоинства твари
Уважаемый горец. Вы нарушили правила поведения на нашем форуме. Я бы мог еще позволить Вам тут как гостю станцевать лезгинку, но не использовать ругательства. Поэтому Ваши плевки в историю, историков и тем самым в доброе имя Шамиля и верных России чеченцев (каким был Авторханов) тут больше размещаться не будут.
Кстати, у нас недавно размещен материал, опровергающий Ваши оправдательные фантазии насчет 1990-х: Невыученные уроки Чеченской войны. Беженцы из Чечни обвинили Правительство РФ в бездействии
МВН Дагестан – дотационный, попрошайнический регион? дотация от России составляет 90% бюджета Дагестана. Это 4,3 миллиарда рублей. А теперь посмотрим, сколько забирает Москва у Дагестана: Рыба и рыбная продукция 1000 тонн = 250 млн. долл. Электричество 180 млн. долл. Овощи, фрукты 160 млн. долл. Амортизация дорог (авт., ж/д.,) 72 млн. долл. Нефть 120 млн. долл. Газ 30 млн. долл. Прочие драгоценные металлы 42 млн. долл. Я не пишу про закрытые шахты каменного угля в Ахтынском районе, урановые месторождения и радиоактивные захоронения, доходы от них миллиардами оседают в карманах мафии Москвы и Дагестана. Получается так, что у Дагестана, по самым грубым подсчетам, забирают 854 миллиона долларов, то есть 26 миллиардов рублей, а возвращают только 4,3 миллиарда рублей или 12%. Через Дагестан проходит автодорога международного значения, протяжённостью более 500 км. в начале 90-х годов, как начали бурно развиваться населённые пункты расположенные вдоль трассы Баку – Сухокумск, когда начали проезжать по нашим дорогам машины с номерами разных стран. Заметив это, Кремль испугался того, что Кавказ по экономическому развитию может опередить Россию и уйдёт из-под контроля. Первое что сделала Москва – создала банду ГАИшников-Дагестанцев (с обязательным присутствием одного ФСБшника), с помощью Магомедали и прочих холуев, приспешников Кремля, и начали терроризировать водителей иностранных машин, отбивая охоту водителей проезжать через Дагестан. Второе – наглухо закрыли границу с Азербайджаном, хотя при закрытии заявляли, что граница будет прозрачная, сейчас же мы знаем какая она прозрачная (она прославилась в народе как золотой мост, железные ворота, дьявольский форпост и.т. д.). Этими своими грязными замыслами Москва закрыла самое доходное место для простых людей, проживающих по трассе – это 850 населённых пунктов, с населением более 500 000 человек. Эта дорога могла обеспечить работой более 30% дагестанцев, не говоря об экономическом развитии, которое мог получить Дагестан. Мост между народами Юга и Севера, который налаживался, отрезали с корнями. Теперь резиновые галоши Иранского производства сначала попадают в Москву, затем продают нам по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей. Вот это и есть современная Кавказская политика Кремля. Я здесь не пишу про морской порт, единственный не замерзающий, который способен 24 часа в сутки обрабатывать суда. Дагестан может выступить в роли перевалочной базы между Западом и Востоком и между Югом и Севером. Москве это не выгодно. Москве выгодно нас держать полуголодными, нищими, просящими всегда у них подачки. Потому-то Дагестан находится на последнем месте, то есть из 96 регионов, на 95. И после подобных пассажей нас заверяют, что мы – дотационная республика. Пусть нас оставят тогда в покое с нашей бедностью. Зачем так цепляться за столь нищий Дагестан?
Причем тут Дагестан? Дагестанцы, в отличие от чеченцев, свою республику не разрушали, массовых преступлений против русских не устраивали, не поддержали дудаевскую “Ичкерию” и дали отпор нападению Басаева и Хаттаба в 1999 году. А что касается дагестанской экономики – я не специалист в этом вопросе, но разве Москва “забирает” у вас рыбу, фрукты и прочее перечисленное добро безплатно, разве вы на этом не зарабатываете указанные суммы? Вашими приемами можно не только дороги (кстати, кем построенные? как и ваша промышленность – кем создана на ровном месте?), но и дагестанский горный воздух можно оценить в золоте (типа: ветром его сносит в соседние русские регионы, но Кремль за это Дагестану ничего не платит). И неужели Кремль мешает вам самим закупать “резиновые галоши Иранского производства”, которые “сначала попадают в Москву, затем продают нам (дагестанцам) по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей”? – вот он, злобный оскал московского колониализма! Такими приемами можно извратить все, что угодно (как Вы это демонстрируете и относительно Шамиля). Ясно, что экономика всей РФ нездоровая, компрадорская, несправедливая. основанная на криминальной мафиозной прихватизации, и в этом ваши олигархи типа Керимова ничем не отличаются от русских по национальности (которых, впрочем, в олигархате заметно меньше, чем евреев и кавказцев).
Уважаемый горец. Ваши новые сообщения удалены. Потому что вместо ответов на делаемые Вам возражения Вы только бездоказательно ругаетесь и уходите в сторону от темы этой статьи.
Про некоторых горцев можно сказать только одно: “горбатого могила исправит.
25 августа 1859 года после осады Гуниба и предложения сдаться имам Шамиль сдался в плен. О том, как происходило это событие, остались свидетельства его участников и воспоминания самого Шамиля, записанные А. Руновским (пристав Шамиля в Калуге).
Шамиль ехал на коне, с толпой соратников к выходу из аула, где их поджидали парламентеры главнокомандующего князя Барятинского – Данил-бек, Исмаил и полковник Лазарев, знавший аварский язык. У самого выхода из аула к Шамилю подскакал всадник. Это был знаменитый одноглазый, однорукий и одноногий чеченский наиб Байсунгур из Беноя, который со своими сыновьями Олхазуром и Тахиром и другими чеченцами участвовал в обороне Гуниба. Байсунгур окликнул имама и попросил поговорить с ним. Вдвоем они зашли в саклю, стоявшую на окраине села. Бойсхар как мог отговаривал имама. Он говорил, что не все кончено, что они могут прорваться с отрядом чеченцев сквозь кольцо врагов, что они уйдут в Чечню, снова поднимут горцев на борьбу. Но упавший духом Шамиль был непоколебим в своем решении сдаться и пошел к царским войскам.
Байсунгур выхватил пистолет и, направив его на удалявшегося имама, окликнул его по имени: «Шемал!» (Назвать имама без звания, по имени было очень непочтительно.) Шамиль, не оборачиваясь, продолжал идти. Еще дважды окликнул Байсунгур имама, но тот не обернулся.
Позже на вопрос царского генерала Шамилю, почему он не обернулся, когда чеченец звал его, имам ответил:
– Если бы я обернулся, то он застрелил бы меня.
– А разве он не мог тебя застрелить и так? – удивился генерал.
– Чеченцы в спину не стреляют, – ответил Шамиль.
Раздраженный и глубоко разочарованный в Шамиле, Байсунгур с двумя сыновьями и своим отрядом пробился сквозь кольцо врагов и в сентябре вернулся в Беной. В Беное он поведал чеченцам о том, что было в Гунибе, о том, как сдался Шамиль. При упоминании имени Шамиля Байсунгура начинало трясти от ярости, и в адрес бывшего имама сыпались проклятия. Мрачные чеченцы молча слушали своего прославленного наиба. Все они были едины во мнении, что Шамиль, как и остальные наибы, струсил и предал общее дело борьбы за свободу.
Царское правительство праздновало победу. По всем селениям рыскали агенты, выявляя и репрессируя не покорившихся горцев. Уже забыты были торжественные обещания чеченскому народу, царские власти стали готовиться к дележу земель горцев, к выселению их с насиженных мест и заселению горских земель казаками.
Освободившиеся от войны царские войска начали стягивать к непокорному Беною. По данным лазутчиков, в ауле Беной насчитывалось 280 семейств. Осенью 1859 года по распоряжению начальника Терской области генерала Евдокимова войска окружили Беной и сожгли его, а жители Беноя «были расселены по окрестным аулам». Часть же беноевцев во главе с Байсунгуром и Солтамурадом, сопротивляясь, отошли в леса, откуда продолжали борьбу.
В наказание за непокорность беноевцы-выселенцы были лишены своих земельных угодий, которые перешли в пользу российской казны. Но по приближении поры весенне-полевых работ переселенцы из аула Беной, невзирая на запрет, самовольно вернулись на свои прежние места. Помощник главнокомандующего Кавказской армией князь Орбелиани сообщал об этом военному министру России Сухозанету: «В ночь с 7 на 8 мая 50 беноевских семейств, выселенных в аул Даттых и поселенных у нефтяных колодцев, внезапно оставили эти места и ушли снова в Беной».
Самое неподчинение царскому военному командованию в послевоенных условиях разгромленной и, как уже казалось, покоренной Чечни было дерзким вызовом царизму и причиной большой обеспокоенности русской администрации.
А ведь совсем недавно начальник Чеченского округа полковник Беллик успокаивающе писал командующему войсками Терской области: «В Азамат-Юрте я застал чеченцев, переселившихся из аулов Акбулат-Юрта, Хамат-Юрта, Джаба-Юрта и Умахан-Юрта в числе 90 дворов». После того, как выселенцам был передан приказ генерала Евдокимова немедленно возвратиться в те аулы, куда их определило начальство, «народ без малейшего сопротивления запряг свои арбы и отправился обратно», – констатировал с удовлетворением Беллик.
Упрямые же беноевцы не подчинились приказу начальствующих лиц Ичкеринского округа и Терской области. Все увещевания и даже угрозы оказались тщетными, ибо представители беноевского общества, по словам генерала Евдокимова, «выбрав из среды своей предводителя, обязались не повиноваться».
Предание рассказывает: решение о начале газавата было принято в беноевской мечети. Речь Солтамурада была краткой и жгучей. Его поддержали одноглазый ДжаIпар, сын Мусхи; Бира, сын Баршкхи; Арби, сын Хуха; Тимарка, сын Болата, и другие. Последним выступил Байсунгур. «Нам лучше сейчас погибнуть, чем, покорившись, сдаться царской власти» – постановило собрание беноевцев. И тут совершенно неожиданно раздался одинокий голос: «Нам надоела война, мы хотим жить спокойно, помирившись с царской властью». Стоявший до этого безмолвно брат Солтамурада могучий Муна, резко схватив за шиворот пораженца, поднял его и через головы сидящих в мечети людей вышвырнул вон, сказав: «Там твое место». Закравшееся было в сердца некоторых сомнение быстро улетучилось. В тот же день все жители Беноя встали под знамя газавата – вновь подняли зеленое беноевское знамя с белым полумесяцем и перекрещенными шашкой и кинжалом над белой полосой.
Через два дня был образован сильный вооруженный отряд. Руководителями беноевского восстания стали Байсунгур и Солтамурад.
В мае 1860 года беноевцев поддержали только в Аргунском ущелье – соратники бывших шамилевских наибов Умы, сына Дуя из Зумсоя, и кадия Атабая-муллы, сына Ати.
Восставшие беноевцы стали готовиться к обороне, укрыли свои семьи, хлеб и скот в неприступных горных местах, а сами сосредоточились в дремучих беноевских лесах, расположенных между реками Яман-су и Аксаем.
Поначалу восставшие не предпринимали наступательных действий. Часть жителей еще надеялась, что царские власти оставят их в покое, и все разрешится мирным путем.
26 мая полковник Беллик сообщал генералу Евдокимову: «У княза Темир-Булата были на днях ичкеринцы, которые рассказывали, что беноевцы убедительно просили дозволения поселиться им на старых местах, в противном случае они все поклялись умереть, но не подчиниться».
Ультимативное требование беноевцев оставить их в покое посыльные от царской администрации, получившие задание склонить беноевцев к покорению, передавали по-своему. Так, 27 мая полковник Беллик писал Евдокимову: «Теперь посланные к беноевцам маюртупинский старшина Цимако и его же аула купец Таша (бравшие с собою и Магомеда из Шуны) возвратились и говорят, что все мужчины и женщины просят у Вашего Сиятельства прощения и дозволения им возвратиться на свои места».
Однако настрой раздраженных беноевцев был далеко не таким, каким его представляли в своих выдумках царские парламентеры. Усилиями Солтамурада к беноевскому восстанию начали присоединяться единомышленники в окрестных аулах. В Беной прибыли 21 человек из Центороя, 11 человек из Энгеноя, 3 человека из Гендергена, 1 человек из Зандак-Ара, 4 человека из Даттаха, 5 – из Хьочи-Ара. К восставшим присоединились аулы Байтарки и Симсир. Во главе симсировцев стоял шейх ГIеза-хьажа, дядя будущего имама Алибека-хаджи Алдамова. В восстании участвовали и его братья.
К июню 1860 года к движению беноевцев присоединились соседние аулы Ичкерии. Почти вся Чечня была охвачена восстанием, которое перекинулось и в горный район Дагестана.
Хотя на подавление были двинуты регулярные войска с участием местной постоянной милиции, тем не менее русским властям не удалось сломить сопротивление горцев. Во главе с Байсунгуром и Солтамурадом повстанцы смело вступали в бой с крупными военными силами, отбивали их атаки, переходили в наступление. Под их натиском в июне 1860 года регулярные войска карателей отступили.
Старики рассказывают, что в Беной были направлены царские войска во главе с генералом Мусой. Между ними и беноевцами произошло четыре сражения.
Из Энгеноя царское войско направилось к граничащему с Беноем местечку Пхачу, где рос густой лес. Здесь Байсунгур и Солтамурад повели беноевцев на газават. Вместе с ними были и их друзья: Олдам с братьями из Симсира, Шаарани из Энгеноя и другие. После резни и яростного сражения, в котором беноевцы одержали победу, царские войска с большими потерями отступили. В этом бою брат Солтамурада Ханмурад получил тяжелую сквозную штыковую рану.
Серьезное поражение царских войск дало Беною 8 месяцев спокойной свободной жизни.
Воодушевленные победой, повстанцы перешли в наступление. Ряд укрепленных мест был захвачен восставшими. К ним стали стекаться обездоленные крестьяне различных районов Чечни и Северного Кавказа.
Некоторые кумыкские князья, ущемленные в экономическом и политическом отношении царским правительством, помогали восставшим. По словам начальника Чеченского округа полковника Беллика, кумыкские князья поставляли восставшим чеченцам «порох, свинец, хлеб и разные материалы для одежды». Из среды кумыкских князей, «сильно старавшихся возмутить Чечню», особенно выделялся князь Али-Султан, «пославший 6 значков (флагов)» повстанцам и обещавший им поднять восстание в Кумыкии.
Приняло угрожающий характер и восстание в Аргунском округе. Начальник Аргунского округа майор Штанге в своем докладе начальнику Терской области жаловался, что аппарата управления в округе не существует, все должностные лица (адъютанты, кадий и народные судьи) разбежались и никто не желает исполнять должности, «не имея ни сил, ни власти, ни средств, необходимых для восстановления тишины и порядка…»
Царское правительство бросило на подавление чеченского восстания огромные воинские силы: 46 батальонов пехоты, три Донских полка и один драгунский полк.
К концу 1860 года царским военачальникам удалось подавить восстание на Аргуне. Но руководителям восстания Уме Дуеву и Атабаю Атаеву снова удалось укрыться в лесистых горных ущельях.
В начале января 1861 года против восставших беноевцев выступили соединенные войска Терской и Дагестанской областей под командованием генерал-майора Мусы Кундухова.
В конце января 1861 года восстание в Ичкерии было разгромлено, около 15 аулов, причастных к нему, уничтожено. Самые непримиримые повстанцы ушли в беноевские леса. Беной вновь был сожжен, а его жители 29 января 1861 года в числе 1218 человек были высланы и расселены по 5-10 дворов в указанные им плоскостные селения Чечни. Войска же продолжали блокировать леса с целью окончательного уничтожения повстанцев.
17 февраля 1861 года царскими войсками был окружен беноевский отряд. После ожесточенного боя был взят в плен Байсунгур. Солтамураду удалось прорваться через окружение и уйти с беноевцами на Аргун, где он стал одним из руководителей аргунских повстанцев.
Байсунгур был предан военно-полевому суду и весной 1861 года повешен в Хасав-юрте. Другие же участники восстания, в том числе его сыновья Олхазур и Тахир, сосланы в Россию.
К осени 1861 года новый начальник Терской области князь Святополк-Мирский организовал большую экспедицию против Умы Дуева, Атабая Атаева и Солтамурада Солумгириева. В нее были включены значительные военные силы: 15 батальонов пехоты, 7 сотен казаков, 1 дивизион драгун, 10 сотен Терского и Дагестанского полков, 9 сотен постоянной милиции и до 3 дивизионов артиллерии.
Кроме чисто военных мер Святополк-Мирский ловко использовал против восставших силу давления со стороны зажиточной верхушки плоскостной Чечни. «Эти последние меры, – писал он, – более способствовали нашим успехам, чем сила нашего оружия».
14 ноября 1861 года Атабай Атаев добровольно явился в укрепление Шатой и сдался лично князю Святополку-Мирскому. Окруженный со всех сторон отрядами царских войск, которые продвигались в горные ущелья, прорубая в лесах просеки, лишившийся своих приверженцев, 14 декабря 1861 года явился к Святополку-Мирскому и Ума Дуев. По свидетельству князя, Ума Дуев отличался «замечательными духовными качествами и способностями». Будучи раненным, попал в плен Солтамурад из Беноя. Часть же соратников Солтамурада укрылись в аргунских аулах (где впоследствии они основали аул Бена у с. Гатен-кале).
В середине декабря 1861 года восстание было подавлено окончательно. Руководителей восстания немедленно сослали: Атабая – в город Порхов Псковской губернии, Уму – в Смоленск.
Неукротимый же Солтамурад сумел бежать из плена и, вернувшись домой в беноевские леса, стал абреком.
Чечня находилась в глубокой апатии и унынии. В развалинах и пепелищах лежала Ичкерия. Царские власти подкупали часть горцев, брали их на службу, раздавали им земли и привилегии. Некоторых же подвергали жестоким репрессиям. Продолжался передел земель, горцев переселяли с места на место, лучшие чеченские земли отбирали в российскую казну для передачи под укрепления, казачьи станицы или местным изменникам.
В январе 1864 года арестом шейха Кунта-хаджи и его близких в селе Шали царские власти спровоцировали горцев на выступление и устроили побоище, расстреляв из пушек толпы мюридов-зикристов, с одними кинжалами и пустыми ножнами двинувшихся на каре солдат.
С этого времени чеченцев особенно интенсивно стали провоцировать к переселению в Турцию. Быстрее ветра распространившиеся среди чеченцев слухи о том, что царские власти собираются их разоружить, переселить за Терек, в степи и пески, обратить их в христианство, сделать их казаками и т. д., волновали народ. Русские агенты говорили, что единственное спасение для чеченцев – переселение в благословенную Аллахом Турцию, где горцев-мусульман ждет рай на земле. В пример приводили закубанских черкесов, которые уже почти все переселились и обласканы самим султаном. Чеченцы даже предположить не могли, что все эти разговоры – следствие тщательно разработанной секретной операции царских властей по «освобождению» Кавказа от кавказцев. В Чечню срочно перебрасывались с Северо-Западного Кавказа русские войска, чтобы в случае надобности поддержать операцию военными мерами.
В мае 1865 года отчаянную попытку поднять восстание предпринял зикрист Еаза Акмирзаев из села Харачой. Собрав вокруг себя до 70 сподвижников (в основном из аулов Харачой, Элистанжи, Хой) 24 мая он, обойдя царский отряд, двинулся к селению Центорой, где на горе Кхеташон Корта, в месте традиционного совещания чеченцев, провозгласил себя имамом. Но изменники из чеченцев, находившиеся на царской службе, даже не дали царским войскам возможность применить силу, самостоятельно подавив восстание и разогнав зикристов. Первый выстрел по восставшим зикристам был сделан главным муллой селения Центорой Арсануко Ходаевым. Усилия царских властей, раздувавших различия и противоречия между сектами, достигли цели. Восстание было настолько неподготовленным и скоротечным, что Солтамурад даже не успел поддержать его.
Летом 1865 года 23 тысячи чеченцев выселились в Турцию. В Чечне наступило затишье. В беспокойной Терской области был установлен «военно-народный» режим, являвшийся по сути режимом чрезвычайного положения. Введение новых порядков, усилившийся национально-колониальный и социальный гнет питали напряженную обстановку в аулах: слишком свежо в памяти было прошлое и ненавистны новые установления.
В начале 70-х годов появляются слухи о подготовке нового восстания в Чечне. Огромную роль в его подготовке на Кавказе начал играть сын Шамиля Гази-Мухаммед, которого в 1871 году отпустили из плена в Османскую империю. Он проводил совещания с паломниками с Кавказа. На одном из таких совещаний присутствовал Алибек-хаджи Алдамов.
В 1872 году был созван специальный съезд начальников областей при главнокомандующем Кавказских войск для разработки мероприятий против возможных выступлений горцев. На нем решили усилить укрепления в горах, а также сформировать части из наиболее беспокойных горцев Чечни на своих конях, со своим оружием и вывести их за пределы Кавказа. К 1877 году такие части были созданы. В апреле этого года Чеченский полк направили на закавказский участок Русско-Турецкого фронта.
После возвращения из Турции в 1874 году Алибек-хаджи Алдамов передал другу своего отца Солтамураду Беноевскому устное послание от Гази-Мухаммеда и начал подготовку к восстанию.
Авторитет Солтамурада был очень велик. В Беное и в других селениях проходили тайные встречи, совещания и сборы единомышленников. Пользуясь данными о том, что скоро должна начаться война России и Турции, Солтамурад и Алибек-хаджи тайно решили начать восстание в день объявления войны.
12 апреля 1877 года Александр II подписал манифест об объявлении войны Турции. Тотчас, в ночь на 13 апреля Солтамурад и Алибек-хаджи собрали в местечке Савраган-мохк, в лесу у аула Саясан 60 человек из разных селений. Друг и секретарь Алибека-хаджи Гойтукин Расу из Беноя писал: «…собрав тайно людей, Алибек-Хаджи провел заседание. Алибек-Хаджи поднял вопрос о препятствиях, чинимых царем Александром II мусульманской религии и шариату, а также других запретах. В то время царские власти оповестили о том, что в мечетях запрещается читать громко зикры, хаджиям носить халаты и чалмы паломников, а также большим скоплениям людей собираться в толпы для вызывания дождя или в иных местах. Люди, присутствовавшие на данном собрании и особенно Алибек-Хаджи, все эти запрещения, несовместимые с шариатом, подвергнули бурному обсуждению, и договорившись, приняли решение избрать Алибека-Хаджи имамом и, укрепляя его власть, назначить во всех местах его наибов. Ровно через две недели в понедельник днем Алибек-Хаджи, раскрыв общий замысел, благословил дело молитвой».
Алибеку-хаджи было всего 27 лет. Поэтому он предложил избрать имамом 70-летнего Солтамурада, опытного организатора, храброго воина и уважаемого в народе человека. Но Солтамурад отказался, сославшись на свои годы, и сам, в свою очередь, предложил избрать имамом молодого, статного ученого алима и хаджи, сына достойных родителей и племянника шейха Беза-хаджи Алибека Алдамова. Мнение Солтамурада было решающим. Алибек-хаджи был избран единодушно. Солтамурада избрали начальником наибов, то есть он стал главнокомандующим повстанческой армией.
Все наибы были молоды, в возрасте 23-25 лет. Главными помощниками Алибека в начале движения были его брат Алихан, Дада Залмаев из Чеберлоя, Сулейман из Центороя, Губахан из Теза-кала и другие. К 18 апреля насчитывалось уже около 500 приверженцев имама. В документе от 21 апреля говорилось: «Все 47 аулов с населением 18 тысяч присоединились к Алибеку. Восставшие перешли через реку Аксай, сожгли ставку в ауле Гордали, и движение перекинулось через реку Хул-Хулау». Одновременно вспыхнуло восстание в верховьях реки Шаро-Аргун, в Чеберлоевском обществе.
Русское командование располагало значительными боевыми средствами – до 13200 штыков, 2270 сабель и 92 орудия. 19 апреля Терская область была объявлена на военном положении. Против восставших мобилизовали «благонамеренных лиц» из чиновной верхушки чеченского населения. Начальник Терской области генерал-адъютант Свистунов приказал войскам блокировать пути возможного выхода восставших на плоскость.
22 апреля у аула Майртуп, на берегу реки Хумиг состоялось сражение между войсками имама Алибека-хаджи и царскими отрядами полковника Нурида и полковника Милова. Отчаянные лобовые атаки Солтамурада и других наибов, а также ливень заставили русских отступить. Успех восставших привлек на их сторону качкалыковские селения и аулы верхнего Чанты-Аргуна. В этом большую роль сыграла дружба Солтамурада и старшины аула Зумсой (бывшего наиба Шамиля) Умы Дуева.
Медлительность Алибека-хаджи дала возможность царскому командованию подтянуть воинские и казачьи части. Одновременно были отпущены средства для подкупа лазутчиков и велась усиленная работа по привлечению на сторону царского правительства верхушки чеченского народа. Для этой цели с Русско-Турецкого фронта отзывают генерал-майора Арцу Чермоева, имевшего большой авторитет у богатой прослойки Чечни. Привлекают также престарелого очеченившегося перса полковника Касыма Курумова. Оба этих офицера были старыми врагами Солтамурада. Чермоев и Курумов помогали царским войскам в Кавказской войне, помогали в подавлении восстания Байсунгура, и теперь испытанные царские слуги вновь были призваны хозяевами. Впоследствии Курумов за содействие в подавлении чеченского восстания 1877 года получил чин генерал-майора.
Видя усиливающуюся мощь царских войск, чеченские старейшины, большинство мулл, крупные богачи и торговцы, считая, что сопротивление бесполезно, начали подавать адреса с заверением своих верноподданнических чувств.
На рассвете 28 апреля Алибек-хаджи подошел к аулу Шали, но был встречен ружейными залпами сторонников шалинского старшины Борщика Ханбулатова, а также казачьими частями – и отступил. Царскому командованию удалось отрезать повстанцев от плоскостной части Чечни. Алибек отступил к Гуни и затем с небольшой группой ушел в Симсирский лес.
В Чечне сосредоточили крупные силы (84 роты, 9 с половиной казачьих сотен и 32 орудия). К началу мая в Терской области имелось 28 пехотных батальонов и 6 команд с общим количеством 24 409 человек, 16 казачьих сотен в 2261 человек, 11 сотен постоянной местной милиции и 104 орудия. Кроме того, со стороны Дагестана был двинут отряд полковника Накашидзе в 3 тысячи человек. С 10 мая началось наступление на Ичкерию с трех сторон.
Но 14 мая неожиданно восстали аварские аулы, и войскам пришлось направиться в Дагестан. Царские войска сожгли аулы, уничтожили посевы и корма, захватили имущество и скот. Они уничтожали и выселяли жителей на плоскость, но, потушенный в одном месте, пожар восстания с новой силой вспыхивал в другом.
Царское командование, надеясь расправиться с восставшими руками самих чеченцев, назначило награду в 25 рублей за каждого пойманного или убитого повстанца, а за главных «абреков» – Алибека-хаджи, Солтамурада и Даду Залмаева – гораздо больше. Но план этот провалился.
1 июля вспыхнуло восстание в бассовских аулах Хатуни, Махкеты, Таузен и Агишты, которым руководил Абдул-хаджи. Махкетинский старшина Тангий объявил себя наибом Алибека. Восстание охватило и весь Аргунский округ. Аргунских чеченцев вновь возглавил вернувшийся из ссылки Ума Дуев.
В августе 1877 года восстание достигло апогея.
В Ичкерию были направлены большие соединения царских войск. К началу сентября царское командование мобилизовало еще 26 тысяч человек.
Пять войсковых колонн генерала Смекалова двинулись, сметая аулы на своем пути. После кровопролитных сражений Алибек с Солтамурадом и небольшой группой соратников отступили в Симсирский лес. Отсюда через своих людей Алибек сообщил ичкеринцам: «Не надейтесь более на меня, пособить вам не могу: делайте теперь что знаете, я с Султан-Мурадом ухожу».
Царские войска от Центороя двинулись в Беной, разорили его жителей и выселили их оттуда, распределив по нижним селениям. Предатель Бисолтан, спасая свои стада, указал царским войскам тропу к убежищу Алибека.
После сражения Алибек и Солтамурад со своими людьми ушли в Дагестан, в Согратль, к имаму Магомеду-хаджи, где продолжили восстание.
На обратном пути из Симсира русские сожгли и разрушили Зандак и, вторично, селение Беной – все до последнего дома, включая и мечети, сровняли с землей. «…И Беной, и Зандак надо выселить поголовно в Сибирь, или, если эти подлецы не пожелают, выморить всех зимой как тараканов и уничтожить голодом», – писал с ненавистью о непокорных жителях селений генерал Свистунов.
В октябре, после подавления восстания в Аргунском ущелье ушел в Дагестан и Ума-хаджи Зумсоевский.
16 октября 1877 года Свистунов телеграфировал главнокомандующему, что Терская область «совершенно очищена от мятежников».
Посланец сына Шамиля Гази-Мухаммеда Аббаз прибыл в селение Согратль, где находились все руководители повстанцев. Селение это было окружено русскими войсками и дагестанской милицией. Богатеи Согратля, заключив с царским военным командованием тайное соглашение, коварно схватили и выдали русским Уму Дуева, его сыновей и соратников, а также своего односельчанина Магомеда-хаджи.
Солтамурад, Алибек со своими родными и сподвижниками сумели вырваться из окружения и ушли в Симсирский лес.
Гойтукин Расу писал в своем повествовании «История о том, как Алибек-Хаджи стал имамом»: «Когда Алибек-Хаджи находился в этом лесу, друзья Алибека-Хаджи и люди, которым он доверял, оповестили его, что если он придет к властям с миром, то ему оставят свободу. Поверив их словам и пойдя за этими людьми, которые обманули его, он явился к начальнику Веденской крепости. Начальник тотчас же приказал схватить его и, заковав ноги и руки в кандалы, отправил в городскую тюрьму».
Начальник Терской области генерал князь Лорис-Меликов обманул их, дав честное слово о помиловании всех, явившихся с повинной. Многочисленные делегации просителей, в том числе просьбы женщин к матери Алибека Хангаз и настойчивые просьбы генерала Арцу Чермоева к отцу Алибека Алдаму, вынудили Алибека 27 ноября сдаться, так как, по его словам, он не хотел, чтобы за него страдали его родные и народ. Вскоре сдались и 12 наибов Алибека и были схвачены 262 человека, активно участвовавших в восстании.
4-6 марта 1878 года в Грозном состоялся военно-полевой суд. Из 17 человек, привлеченных к суду, 11 были осуждены на смертную казнь через повешение. Это были Алибек-хаджи Алдамов из Симсира, Косум и Нурхаджи из Чичилюх, Тазарка из Туртиотар, Губахан из Теза-кала, Курку из Дишни-Ведено, Лорсан-хаджи из Махкеты, братья Залмаевы Мита и Дада из Чеберлоя, Ума-хаджи Дуев и его сын Дада из Зумсоя. 9 марта 1878 года в 6 часов утра в городе Грозном на ярмарочной площади они были повешены и зарыты в общей яме.
Приговоренные встретили казнь очень мужественно. Когда перед казнью приговоренным было дано право последней просьбы, нашелся лишь один, который пожелал воспользоваться им. Это был 70-летний наиб Ума Дуев из Зумсоя. «Мне, старому волку, – сказал он, – хотелось бы прежде увидеть, как встретит смерть волчонок». После этих слов его сын Дада, не дрогнув ни единым мускулом и не опуская взора, сошел со скамьи. Вслед за сыном спокойно и гордо вместе со своими соратниками встретил смерть и сам Ума. По преданию, ночью чеченцы вырыли тела погибших и похоронили их на мусульманском кладбище где-то возле Самашек.
Многие аулы (Симсир, Беной, Зандак, Даттах и другие) были выселены на плоскость. Сотни людей подверглись выселению за пределы Чечни, во внутренние губернии России.
Итоги Кавказской войны были трагичны. В Чечне в течение XIX века погибло 70 % населения. Так же обстояло дело и в других областях Кавказа. В войне погибли и были искалечены сотни тысяч царских солдат. В Турцию были изгнаны со своей родины более полумиллиона кавказцев. Обезлюдел Северо-Западный Кавказ. Полностью было разрушено хозяйство и социально-экономический уклад горцев.
Началось вытеснение кавказцев в бесплодные горы и заселение их плодородных земель казаками. В крае был установлен колониальный «военно-народный» режим.
И все же горцы, несмотря на поражение, добились многого. В Дагестане была довершена антифеодальная революция. Героической борьбой горцы избежали насаждения на своей земле российских феодально-крепостнических порядков, получили ряд привилегий и свобод в исполнении своих обычаев, право проживания на своей родине, добились освобождения от воинской повинности и др.
В то же время горцы, за неучастие в движении Шамиля получившие в ходе войны ряд льгот и привилегий, были теперь лишены их и подвергнуты более жесткому колониальному режиму, чем те, которые воевали с оружием в руках за свою свободу. Так, например, ингуши были лишены права носить оружие и после упразднения Осетинского военного округа и выделения Назрановского округа административно стали подчинены Сунженскому казачьему округу. Кроме того, горная и плоскостная Ингушетия были разделены полосой казачьих станиц, что лишило ингушей большей части их территории и в результате чего они были вынуждены выплачивать налоги в несколько раз большие, чем соседние народы.
А осетин даже стали забирать солдатами в царскую армию.
Сопротивление горцев Кавказа заставило царское правительство отказаться от насильственной христианизации горцев, обращения их в казаков или выселения в Сибирь, заселения их земель казаками.
Непокорный Кавказ, особенно Терская область, вплоть до февральской революции держал в напряжении царизм и, будучи фактически на постоянном военном положении, отвлекал на себя огромные силы самодержавия.
Один из царских генералов писал после окончания Кавказской войны: «Теперь, когда умолкли шум и азарт отчаянной борьбы, когда наша власть на Кавказе вполне упрочена, мы можем спокойно отдать дань удивления героизму и беззаветной отваге побежденного врага, честно защищавшего свою Родину и свободу до полного истощения сил».