Но, если вы сумеете «подружить» своего ребенка с природой, то это будет самый естественный способ привить малышу любовь к окружающему миру. В меру своих сил малыш может оказать помощь родителям на огороде или в саду, ухаживать за домашними растениями или животными, таким образом, учась заботиться о природе. Особенно полезно это ребенку, когда он переживает кризис 7 лет , так как общение с природой позволяет легче его пережить.
Знакомство с бабочками
Одними из красивейших и одновременно загадочных живых созданий на всем земном шаре являются бабочки. Они похожи на цветы, которые распустились, с причудливыми формами и волшебной окраской.
Приобщить ребенка к природе можно привив ему любовь к бабочкам. Их преимуществом является то, что они легко распознаваемы, непрозрачны и красочны, а также в отличие от других насекомых имеют характерную только для них форму. Они нравятся людям, особенно детям, и к ним не возникает отвращения как к большинству прочих насекомых. Наверное, это потому что они не кусают и не переносят болезни, а также не жалят и не причиняют особого урона.
Загадочное преобразование
С древних времен людей постоянно восхищало как изящество, так и небывалая красота бабочек. Наблюдая загадочное преобразование безобразной гусеницы в застывшую куколку, и потом из нее в порхающее прекрасное насекомое, у людей возникал страх перед неизвестными силами. Их также пугало таинственное тихое внезапное появление бабочек ночью. Каждый народ в мире имеет свои легенды или мифы об этих загадочных насекомых. В старину верили, что бабочки – прилетевшие души наших предков. Во время длительной засухи в Болгарии обращаются к обычной бабочке с просьбой о дожде. Так как, по их мнению, она находится ближе к богу и способна передать ему их прошение. Японцы уверены, что бабочка, которая залетела в дом, приносит счастье.
С самого раннего возраста следует постепенно знакомить малыша с окружающим миром, насекомыми, птицами, животными и растениями, это своего рода экологическое воспитание дошкольников теми, кто рядом с ними – мамами и папами, бабушками и дедушками. Знакомя своего малыша с окружающей средой, вы откроете и для себя много не только нового, но и интересного.
Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.
Каждый взрослый человек знает, что природу нужно не только уважать, но беречь и охранять. Детям интересно знакомится с живым миром, узнавать новое и интересное. Дети, общаясь с природой, проявляют сострадание, труд, они размышляют и любуются ее красотой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Как привить детям любовь к живому, к природе».
Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.
Каждый взрослый человек знает, что природу нужно не только уважать, но беречь и охранять. Детям интересно знакомится с живым миром, узнавать новое и интересное. Дети, общаясь с природой, проявляют сострадание, труд, они размышляют и любуются ее красотой.
Чтобы ребенок берег природу, он должен сначала полюбить ее. Но если человек не проявляет никакого интереса к растениям, не отдает должного внимания красоте, то ничего кроме безразличия не получается. Поэтому, чтобы дети смогли полюбить природу, в обязанности родителей входит то, что нужно познакомить ребенка с природой – можно вместе делать подделки, разукрашивать и рисовать разные растения, дома рекомендуется заниматься выращиванием цветов. Таким образом, у ребенка выработается бережное обращение с природой, растениями, деревьями и цветами.
Необходимо регулярно заниматься с ребенком, наблюдать и следить за разнообразными природными явлениями, постоянно проводить знакомство с живым миром, нужно учесть еще тот факт, что процесс ознакомления должен быть интересным и захватывающим. Также нужно позволять детям действовать экспериментировать, рекомендуется посещать краеведческие музеи, ботанический сад, ходить в балку, зоопарк – в места, где можно окунуться в прекрасный мир живой природы.
Большие возможности появляются у детей в летний период года: посадка цветов и уход за ними, работа на огороде. К сожалению, ни дома, ни в детском саду детям не очень-то доверяют работать самостоятельно. Вдруг что-то испортят, и грядки не будут смотреться эстетично. Надо постараться найти детям посильную работу (ухаживать за кустарниками, собирать мусор, кормить птиц).
Тот, кто лишает ребёнка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение. Если вы хотите видеть своего ребёнка сильным, выносливым и закалённым – тренируйте его в разнообразном физическом труде. Кстати, жаль, что многие взрослые брезгливо относятся к животным. «Фу, какую гадость взял», – воскликнула мама, увидев в руках у малыша личинку жука. Своим поведением она невольно прививает пренебрежительное отношение к насекомым. Увидев гусеницу, Катя протянула руку, чтобы взять её. «Не тронь! – испуганно воскликнула Света. – Она колючая». «Да нет, она не колючая, возьми», – предложил Алёша. Катя взяла. На её лице было такое удивление и восторг, что она изумлённо прошептала: «Она такая мягкая, такая пушистая». Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.
Работая на участке, дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. На основе приобретённых знаний у них формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы – это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».
Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.
Мы живем в прекрасном месте с красивой и богатой природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания наших детей. У нее мы учимся красоте, чувству меры, добру и справедливости. Важно, чтобы с самого рождения наши дети постепенно знакомились с окружающим миром, учились общаться и бережно относиться к нему. Если мы научим наших детей любить и заботиться о ней, возможно, мы сделаем наш мир чуточку прекраснее. Тем более, 2017 ГОД В РОССИИ ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. О том, как же правильнее начать знакомство наших детей и привить любовь к природе с младенческих лет нам рассказала директор частного детского сада «Лукоморье», Судницина Лариса Николаевна.
Любовь к природе начинается с чтения. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, обучающие мультфильмы про зверушек и птичек. С помощью рассказов о природе взрослые могут всесторонне развивать ребенка: расширять его кругозор, показывать взаимосвязи в природе, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь. Знакомьте детей с народными сказками, пословицами, поговорками, приметами, живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы. Не забывайте учить, что в дикую природу без надобности не следует вмешиваться – даже из добрых побуждений.
Используйте интересные книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвященные природе. Можно почитать своим детям интересные рассказы о природе и животном мире Г. А. Скребецкого, М. М. Пришвина, И. Соколов-Микитова, В. Бианки, К. Ушинского, Б. Житкова и т.п. Существует множество энциклопедий для малышей, которые можно читать с рождения. Например, книги Э. Бомон: «В лесу», «В саду». Энциклопедия для детей «Природа России» – прекрасная книга для знакомства малышей с природой нашей родины. А недавно вышел цикл книг «Природа Белгородчины», где можно рассказать детям о животном и растительном мире родного края. Книги написаны доступным языком, кратко и понятно, с яркими фотографиями и интересными иллюстрациями. Это немало важно для маленького ребенка, который только начинать познавать мир и легко улавливает и запоминает информацию своими глазами.
Детям можно загадывать загадки, петь песни о природе или вместе посмотреть познавательную телепередачу, поиграть дома в настольные игры на природную тематику. Также вместе с ребенком можно мастерить поделки из природного материала: рисовать, лепить, выполнять аппликации.
Помните, что бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Учите ухаживать за животными. Знакомьте детей и с дикими животными и их повадками. И, конечно, рассказывайте о том, как они заботятся о своем потомстве.
С трех лет дети вполне могут кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать помощь родителям в саду или на огородном участке. Можно приехать с ребенком на дачный участок, занять и увлечь интересным делом. Попросите своего ребенка помочь вам. Например, подержать семена и положить в подготовленную лунку семечко. Рассказывать о своих действиях можно так:
«Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. Показываем травинку. Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево. Показываем дерево. Оно принесет нам вкусный плод, и мы его будем кушать».
Поведение родителей должно предполагать экологическое воспитание ребенка. Нужно воспитать эту любовь к природе. А чтобы воспитать, родитель должен сам любить эту природу. На своем примере показывать, что не сорвет цветок, не растопчет насекомое ногой, не будет разжигать костры.
«Выходим в лес, подходим к водоемам. Рассказываем деткам, что в воде живут рыбки и чем они питаются. Почему вода в реке грязная? Возможно, местные заводы не почистили ее хорошенько, не пропустили через фильтр. Наверное, в реку спустили химические загрязнения. А водные жители и растительность, которые находятся в водоеме, может от этого погибнуть. Объясняем деткам, почему нельзя засорять водоемы. Рассказываем своим детям о том, как очищается воздух. Лучше всего от разных вредных газов очищают воздух тополя. Берегите лес, даже веточку не ломайте. Особенно зимой они очень хрупкие, потому что им не хватает влаги. А сколько у нас лекарственных полезных растений».
Важно, чтобы у ребенка формировались сезонные представления о природе. В разное время года устраивайте свои интересные и увлекательные путешествия по нашей природе. Выходите на прогулки: показывайте насекомых, рассматривайте листочки, цветочки, веточки и т.д. Рассказывайте, что это все живые существа и растения взаимосвязаны и дышат одним воздухом. Спрашивайте у ребенка о его отношении к природе, учите любоваться окружающим миром. Помните, чем больше у детей будет знаний о природе, тем бережнее они будут к ней относиться.
«Можно рассказать историю о ежике. О жизни, где он родился и живет его семья. Тогда наш ребенок не потащит его домой, а будет понимать, что ежик должен жить в природе. Если мы заберем его из привычной среды, он погибнет. На таких моментах и нужно воспитывать ребенка».
По мнению воспитателя, уже в старшем дошкольном возрасте не нужно бояться рассказывать новости и обсуждать проблемы экологии с ребенком, которые происходят в стране и в мире. Например, «почему горят леса, как сложно их тушить, а ведь могут сгореть и деревни с людьми, которые находятся рядом».
Прививая, а не подавляя или заглушая тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Конечно, в детских садах подобные занятия с детками проводятся регулярно, и этому уделяется большое внимание. Но родителям тоже необходимо рассказывать о природе и экологии своим детям. Ведь лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится.
В наше время дети все чаще и чаще познают мир сквозь экраны телевизоров и гаджетов. Наши дети все меньше и меньше общаются с природой. И, зачастую, мир живой природы для них становится чем-то из области фантастики.
Дорогие родители, важно помнить, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе и о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. Подумайте, чего нам стоит выйти на прогулку в лес или к бабушке на огород. Давайте начнем с малого, выйдем на улицу и будем общаться с природой уже сегодня, научим своих деток беречь и жалеть все живое, и видеть красоту окружающего мира. У нас есть все возможности, не обязательно для этого далеко ездить. Все доступно, главное – это наше с вами желание.